Когда 24 февраля 2022 года началось полномасштабное вторжение россии в Украину, многие не знали, что делать. Это событие дестабилизировало жизнь, привело к лишениям. Многие люди не могут работать, чтобы обеспечивать свои семьи и зарабатывать средства для существования. Это коснулось каждого бизнеса, в том числе и в сфере украинской моды.

Начало войны стало временем, когда мир моды в Украине нуждался в резких переменах. В очень сложных условиях брендам пришлось меняться, подстраиваться под остановки производств одежды из-за блэкаутов, решать вопросы с клиентами, которые не могли вовремя получить ответ. Просто творческие люди также переживали серьезную трансформацию, наблюдая за тем, как страна разрушается вместе с ее прежними культурными ориентирами.

Но в любое темное время можно найти выход, если обратиться к свету. И владельцы разных брендов в Украине нашли в себе силы идти дальше. Как говорит Яна Оленич (основательница бренда женской одежды «Olenich»), внутри каждый человек теперь сильнее, чем был раньше. Теперь, по ее мнению, единство и сопротивление в крови каждого украинца. И с ней сложно не согласиться.

Больше года прошло с даты, когда наша жизнь перевернулась. Пять украинских дизайнеров рассказали, каким образом это повлияло на их личную и профессиональную реальность.

Gudu

Креативный директор компании Gudu Лаши Мдинарадзе считает Украину своим домом, хотя и вырос в Грузии. Бренд Gudu прославился благодаря переработанным вещам из денима и шитья из лоскутов. Его модные начинания были именно в Украине. Он рассказывает, что спасением от невероятного стресса для него стала рутина. В условиях, когда твой дом разрушают, то место, где ты творил и вдохновлялся, разрывают на части, рутина помогала психологически выстоять.

Лаши говорит, что ему сложнее всего было справиться с отключениями электроэнергии. Ведь это не дает планировать работу в нормальном графике. Но, когда он вспоминает о том, как приходится ребятам на передовой, эта проблема кажется мелочью.

Также креативный директор отметил, что сейчас в Украине даже появилась шутка: мы полностью побороли прокрастинацию. Теперь у человека нет много времени, чтобы размышлять и готовиться к принятию решений. Теперь все нужно делать в данный момент, сразу, здесь и сейчас.

Мдинарадзе говорит, что ни минуты не сомневался, оставаться ли ему в Киеве. Он просто не мог оставить свою команду справляться с проблемами наедине. Он считает, что именно единство стало для команды источником той силы, которая была так нужна.

Также повышенный интерес к украинской моде со стороны других стран возрос. На бренд обратили внимание другие, новые люди, и это принесло новых клиентов. В частности, это произошло благодаря презентации одежды Gudu в Нью-Йорке и Будапеште. Теперь у компании новые цели и их больше не пугает так сильно то, что было в феврале.

Lenki Lenki

Этот бренд верхней одежды был основан около семи лет назад Димой Иевенко. С начала войны он находится в Милане, а его команда живет по всему миру. В компании, с началом войны, произошла реструктуризация. Основатель бренда гордится тем, что им удалось оставить то же количество сотрудников.

Данный бренд интересен своим необычным подходом к созданию пуховиков. Именно он сделал экипировку для членов Национального антарктического общества. Как говорит Дима, с началом войны в нем поселился страх не только за себя, но и за дело его жизни.

До войны Lenki Lenki базировались в Киеве. Сейчас основные производственные мощности находятся в Тернополе и Черкассах — более безопасных местах. Первая сложность, с которой пришлось бороться бренду — отсутствие электроэнергии. Заводы, где производился бренд, работали по 2-3 часа в сутки. Через какое-то время они закупили дизельные генераторы и смогли выйти из сложной ситуации. Как говорит Дмитрий, мода — это их личное поле битвы, и он остается приверженным своему делу.


Six

Киевлянка Юлия Богдан, которая шьет элегантные костюмы для Елены Зеленской, самой большой сложностью называет резкий переход общения с клиентами в онлайн. Ранее они приходили на частную примерку, но с началом войны многие переехали, и бизнес потерпел изменения. Одежда этого бренда используется многими влиятельными людьми как их личные доспехи от внешнего мира.

Два месяца потребовалось бренду, чтобы перейти в цифровую реальность. Костюмы приходилось создавать буквально по картинке из компьютера. Юлия говорит, что гордится своей командой за то, что они проявили сильный дух и храбрость в этом деле. Все ее сотрудники остались в Киеве и продолжили работать.

Дух единства их команды позволил им сохранить всех сотрудников и сделать заказы. Все костюмы были доставлены вовремя, что могли себе позволить далеко не все украинские предприятия. Эта ситуация показала Богдан, что бренд Six в индустрии моды теперь может занять более уверенное место.

Она говорит, что эта ситуация дала им понять, что они могут быть представлены в Европе, и им есть, что показать миру. Сегодня баннеры с брендом есть в Лондоне и Париже. Юлия чувствует, что ее компания стала более заметной и уважаемой, и верит, что это только начало для всей фэшн-индустрии Украины, а не только для ее бренда.

Olenich

Яна Оленич родилась в Одессе и с началом войны самостоятельно добралась до своего убежища в Греции. Однако тем же летом она вернулась в Украину и сейчас находится в Киеве, так как не смогла справиться с тоской по дому и отчуждением, которые чувствовала в другой стране.

Именно в столице базируется ее ателье по пошиву женской одежды. Яна рассказывает, что ее привлекла сила и энергия, которая есть в столице. Она чувствовала, что нуждается в своей команде, семье и друзьях, что должна разделить с ними все горе и радости, которые встречаются на пути. Она сравнивает это с приверженностью в браке.

Теперь она учится справляться с вызовами, которые жизнь подкидывает ей и ее команде. Даже создание коллекций при свечах, в холодных цехах без отопления и водопровода, она считает испытанием, которое делает ее сильнее. Яна говорит, что это похоже на сверхдержаву.

Коллекция бренда осень 2022 была отображением тоски по дому, а вот весенняя коллекция 2023 уже показывает облегчение возвращения домой. Коллекция включает в себя такие традиционные элементы украинской одежды, как ручная вышивка из Полтавской области, монохромные цветовые палитры. В рекламе использовались изображения Куяльнинского лимана под Одессой, и абсолютно вся коллекция была произведена в Украине.

На 2023 год Оленич планирует очень многое. Она говорит, что несмотря на все трудности, с которыми сталкивается украинская нация, дома жить очень приятно. А также она чувствует смелость свою и своей команды, которая помогла им создать новую коллекцию и продолжать это делать, расширяя вселенную Olenich.

Masha Popova

Маша Попова также является дизайнером из Одессы. В феврале 2022 года она уехала из города, где жила с 11 лет. В детстве она жила в Подольске, и, как сама говорит, «тусовалась у железнодорожного депо». Заграницей ей удалось получить для своего бренда международное признание.

В сентябре 2022 года был устроен ее дебютный показ в Лондоне, на неделе моды. Он был мрачным, гранжевым, дополненным элементами мотокросса. Также в коллекции просматривалась мода на джинсы из 2000 года. Общее настроение подиума было меланхоличное, но в то же время оно подпитывалось яростью, которую сама Маша испытывала с началом войны.

Маша делится, что шоу получило ошеломительный успех. Она утверждает, что теперь покупатели и пресса международного рынка гораздо серьезнее относятся к украинским брендам.

Маша закончила Central Saint Martins в 2020 году и известна в кругах It-girl из Инстаграм, к которым относятся Дуа Липа и Белла Хадид. Теперь у нее есть клиенты в 13 розничных магазинах по всему миру. Людям понравились ее потертые джинсы слегка деформированной формы, байкерские куртки, элементы металлик в одежде и микро-юбки. Весной 2023 года бренд представили и в Dover Street Market .

В начале 2023 года девушка вернулась в Одессу. Она хочет провести некоторое время со своей семьей и начать работу над предстоящей коллекцией осень 2023. Как утверждает Маша, новая коллекция станет эволюцией того, что она предлагает сейчас.